В Беларуси хотят поднять налоги для игорного бизнеса
Белорусский игорный бизнес замер в ожидании законодательных изменений. Компании в условиях западных санкций и экономической турбулентности столкнулись с проблемами обновления парка игрового оборудования. Власти готовы идти предпринимателям навстречу, но, чтобы побудить их к более активным действиям, предложили увеличить налоговую нагрузку.
По состоянию на 1 марта 2024 г. в Беларуси функционировало 26 казино и 195 залов игровых автоматов. В этой сфере занято 4,5 тыс. человек.
Одним из условий использования игрового автомата является его регистрация в Государственном реестре моделей игровых автоматов. Но срок нахождения такого оборудования в госреестре не может превышать 10 лет. В 2023 г. у 4734 автоматов (74% от общего количества) истекал срок пребывания в госреестре.
Часть игрового оборудования, которое используется в Беларуси, произведена в Словении, Австрии, Болгарии, Украине и России. Из-за значительных издержек субъектов хозяйствования и проблем с оплатой и доставкой оборудования срок нахождения «одноруких бандитов» в госреестре, который истекал в 2023 г., продлили до 31 декабря 2024 г. В итоге по состоянию на 1 марта 2024 г. в Беларуси использовалось 4128 автоматов, срок нахождения которых в госреестре истекает в 2024–2026 гг., в том числе у 4072 – 31 декабря 2024 г.
Так как стоимость 1 игрового автомата составляет 10 тыс. евро, в 2024 г. организаторам азартных игр необходимо было инвестировать в обновление оборудования 41 млн евро, однако те не сумели оперативно разрешить ситуацию.
Бизнес сообщил Министерству по налогам и сборам (МНС), что к концу текущего года способен обновить лишь 20% (839 штук) устаревших игровых автоматов. В качестве основных причин названы высокая финансовая нагрузка, отсутствие у производителей достаточных мощностей для производства необходимого количества автоматов для белорусского рынка, санкционные ограничения, связанные с приобретением, оплатой и ввозом в Беларусь импортных автоматов.
Власти понимают, что если не принять соответствующих мер, то уже начиная с февраля 2025 г. бюджет будет ежемесячно недополучать около 900 тыс. рублей налога на игорный бизнес, что за год выльется в сумму 10,8 млн рублей; ожидается закрытие не менее 49 игорных заведений.
Регулятор согласился продлить до 1 января 2027 г. срок нахождения «одноруких бандитов» в госреестре, который истекает в 2024–2026 гг., при условии обязательного ежегодного проведения процедуры установления и подтверждения соответствия игрового автомата его модели. Но чтобы стимулировать компании обновлять оборудование, МНС предложило с 1 января 2025 г. увеличить в 2 раза ставку налога на игорный бизнес для «просроченных» игровых автоматов.
Однако и это не все инициативы. Предлагается увеличить ставку налога и для владельцев виртуальных игорных заведений (ВИЗ).
По итогам 2023 г. и I квартала 2024 г. уровень налоговой нагрузки на деятельность по содержанию казино колебался в размере 23–25%, зала игровых автоматов – 13–14%, букмекерской конторы – 48–58%. В то же время владельцы ВИЗ уплачивают в бюджет налог на игорный бизнес по ставке 8% от игрового дохода. В ряде зарубежных стран налог на азартные игры онлайн рассчитывается на основе валового игорного дохода и составляет от 11% в Бельгии до 54,9% во Франции.
Вместе с тем в Беларуси ВИЗ показывают хорошие финансовые результаты. За 2023 г. на онлайн-казино пришлось 60,5% от общей суммы принятых для участия в азартных играх денежных средств; 60,9% от выплаченных выигрышей; 59,2% от игрового дохода. ВИЗ также принесли 57,2% всей прибыли от деятельности в сфере игорного бизнеса. Показатель рентабельности составил 12,3%, что сопоставимо с рентабельностью в промышленности (12,6%) и строительстве (11%).
Поэтому правительство Беларуси предложило с 1 января 2025 г. увеличить ставку налога для ВИЗ с 8 до 10%. Это позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет в размере 12,4 млн рублей в год.
Нашли ошибку? Сообщите нам